Регламент (Положение)
проведения консультаций специалистов, принимающих участие в проекте «Оценка готовности к обучению в начальной школе»
Общие положения
1.1. Положение о проведении консультаций специалистов, принимающих участие в проекте «Оценка готовности к обучению в начальной школе» (далее - Положение) устанавливает единые требования к передаче в школы обработанной информации и реализации консультативной части проекта.
1.2. Практическое осуществление передачи в школы обработанной информации и реализации консультативной части проекта строится в соответствии с международными актами в области защиты прав детей, нормативными правовыми актами Министерства образования РФ, регламентирующими реализацию консультативной части проекта:
- Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.
- Закон Российской Федерации № 3266-1 от 10.06.92 "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13.01.96 №12- ФЗ, с изменениями на 25 июня 2002 года)
- Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98
- Положение о психологической службе в системе народного образования. Утверждено Приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 19.09.90 №616.
- О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ. Решение коллегии Минобразования РФ от 29.03.95 № 7/1.
Приложение 1. Проект положения о службе практической психологии образования в РФ.
Приложение 2. Проект положения о статусе практического психолога службы практической психологии образования. - Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации. Утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 27.09.96 №1; введено в действие инструктивным письмом Министерства общего и профессионального образования РФ от 28.01.97 №7.
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867.
- Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Утверждено Приказом Минобразования РФ от 22.10.99 №636.
- О введении должности психолога в учреждениях народного образования. Письмо Госкомитета СССР по народному образованию от 27.04.89 №16.
1.3. Положение распространяется на деятельность всех участников проекта, включая работников звеньев управления образованием, региональных координаторов проекта, администрацию, преподавателей, психологов школ, а также родителей учащихся школы.
1.4. В настоящем Положении используются следующие термины:
Качество образования - интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов, условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Оценка качества образования – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения зафиксированной в нормативных документах системе требований к качеству образования.
Мониторинг готовности ребенка к обучению в школе - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления школой, которым делегированы отдельные полномочия по оценке качества образования и некоторых индивидуально-психологических особенностей ребенка.
Экспертиза – всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности.
Измерение – оценка уровня готовности ребенка к школе с помощью контрольных измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и содержание которых соответствует реализуемым образовательным программам.
1.5. Положение о проведении консультаций специалистов, принимающих участие в проекте «Оценка готовности к обучению в начальной школе», а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора школы после обсуждения с педагогами, родителями школьников, Советом школы и иными заинтересованными организациями.
2. Основные цели, задачи и принципы проведения консультаций специалистов в рамках проекта.
2.1. Проведения консультаций специалистов в рамках проекта осуществляется во взаимодействии с администрацией, педагогами, психологами и родителями учащихся.
2.2. Основные функции консультаций специалистов школ в рамках проекта «Оценка готовности первоклассников к школе»:
- оказание помощи учителям первых классов в анализе полученных при обследовании индивидуальных данных каждого ребенка (в соответствии с принятым в настоящем Положении перечнем передаваемых в школы результатов ребенка – профилем показателей);
- оказание помощи учителям первых классов в анализе полученных при обследовании данных, характеризующих в целом по классу уровень выраженности каждой из характеристик профиля показателей.
- оказание поддержки учителям первых классов и родителям первоклассников в выработке совместной стратегии по оказанию помощи ребенку.
- оказание информационной поддержки администрации школы в части сравнения данных по первым классам школы со средними данными по региону.
- оказание информационной поддержки администрации школы и органам управления образованием в обеспечении регионального стандарта качества образования и удовлетворении потребности в получении качественного образования со стороны всех субъектов образовательного процесса.
- аналитическое сопровождение управления качеством обучения и воспитания школьников;
- информационное обеспечение управленческих решений по проблемам повышения качества образования
- обеспечение администрации школы и органов управления образованием информацией о развитии образования в школе.
2.3. Целью консультативной части проекта является поддержка совместной работы учителей первых классов с родителями первоклассников в выработке совместной стратегии по оказанию помощи ребенку на этапе его вхождения в школу.
2.4. Основными задачами консультативной части проекта являются:
- информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга школьной системы образования;
- формирование у всех участников проекта понимания сложности периода адаптации первоклассника к школе;
- разработка единой информационно-технологической базы системы оценки показателей, характеризующих адаптацию ребенка к школьному обучению;
- определение форматов собираемой информации и совершенствование технологии ее использования в качестве информационной основы для осуществления совместной работы учителя первого класса и родителей учащихся по оказанию помощи ребенку на этапе его вхождения в школьную жизнь;
- определение форматов собираемой информации и совершенствование технологии ее использования в качестве информационной основы принятия управленческих решений;
- информационная поддержка школьной образовательной статистики и мониторинга качества образования;
- повышение квалификации педагогических работников по вопросам, касающимся индивидуальных особенностей учащихся и оказанию поддержки первоклассникам на этапе их вхождения в школьную жизнь.
2.5. В основу проведения консультаций специалистов в рамках проекта положены следующие принципы:
- защита и охрана прав ребенка;
- защита законных прав людей, вовлеченных в проект: педагогов, родителей, психологов, администрации школы, работников органов управления образованием;
- решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
- социальная и личностная значимость проводимой работы;
- обеспечение индивидуального подхода к каждому ребенку;
- тщательная проработка и обеспечение проведения каждого этапа проекта;
- использование системы наиболее прогностичных показателей оценки адаптации первоклассников к школе, минимизации их количества;
- надежность и валидность используемого в проекте инструментария для оценки показателей адаптации первоклассников к школе;
- открытость и прозрачность процедур сбора диагностических данных;
- реалистичность требований, норм и показателей адаптации первоклассников к школе;
- действенность оказания помощи ребенку за счет минимального времени между проведением обследования и выдачей результатов;
- инструментальность и технологичность используемых показателей с учетом потребностей разных потребителей образовательных услуг;
- доступность передаваемой информации с точки зрения ее понимания и использования в практике оказания помощи первоклассникам;
- укрепление доверия между учителями и родителями первоклассников;
- пропаганда значимости оказания психологической помощи в школе.
2.6. В основу проведения консультаций специалистов в рамках проекта положены следующие этические принципы (согласующиеся с профессиональными стандартами, принятыми в работе психологов в международном сообществе): принцип конфиденциальности, компетентности, ответственности, этической и юридической правомочности, квалифицированной пропаганды психологии, благополучия клиента, профессиональной кооперации, информирования клиента о целях и результатах обследования.
2.5.1. Принцип конфиденциальности включает следующие положения:
- Информация, полученная участниками проекта в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов учащихся.
- Лица, участвующие в проекте, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
- Участие учащихся, родителей, педагогов и психологов в психологических процедурах (диагностика, консультирование и др.) должно быть сознательным и добровольным.
- Если информация, полученная в рамках проекта, запрашивается экспертами (например, для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию экспертами личности учащегося, педагога или родителя, заполнявших соответствующие анкеты или тестовые материалы. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
- Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности участников проекта (учащегося, педагога или родителя) окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с ними.
- Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и свои заключения, психолог и педагог должны воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред учащимся и не имеющих отношения к образовательной ситуации.
2.6.2. Принцип компетентности включает следующие положения:
- Психолог и педагог – участники проекта – четко определяют и учитывают границы собственной компетентности.
- Разработчики содержания и процедур мониторинга несут ответственность за выбор процедур и методов работы в рамках проекта.
2.6.3. Принцип ответственности включает следующие положения:
- Психолог и педагог осознают свою профессиональную и личную ответственность перед учащимся и обществом за свою профессиональную деятельность.
- Проводя обследование, психолог и педагог заботятся, прежде всего, о благополучии учащихся и их родителей и не использует результаты работы им во вред.
- Психолог и педагог несут ответственность за соблюдение данных этических принципов независимо от того, проводят ли они консультационную работу сами или она идет под их руководством.
- Психолог несет профессиональную ответственность за собственные высказывания на психологические темы, сделанные в средствах массовой информации и в публичных выступлениях.
- Психолог и педагог в публичных выступлениях не имеют права пользоваться непроверенной информацией, вводить людей в заблуждение относительно своего образования и компетентности.
- Психолог и педагог могут не информировать учащихся и их родителей об истинных целях психологических процедур только в тех случаях, когда альтернативные пути достижения этих целей невозможны.
- При принятии решения об оказании психологической помощи недееспособным лицам (несовершеннолетним; лицам, находящимся в остром стрессовом состоянии; больным, имеющим на момент обращения диагноз психического расстройства, который известен психологу, и т.п.) психолог несет ответственность за последствия выбранного и использованного им вмешательства.
2.5.4. Принцип этической и юридической правомочности включает следующие положения:
- Психолог и педагог планируют и проводят мониторинг готовности первоклассников к школе в соответствии с действующим законодательством и полученными методическими рекомендациями по проведению обследования.
- Соблюдение этических принципов в рамках проекта распространяется только на профессиональные отношения психолога и педагога с субъектами образовательного процесса.
2.6.5. Принцип квалифицированной пропаганды психологии включает следующие положения:
- В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих психологического образования, следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов работы. Подобная информация возможна только в сообщениях для специалистов.
- Во всех сообщениях психолог должен отражать возможности методов практической психологии в соответствии с реальным положением дел. Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от участников проекта.
- Психолог пропагандирует достижения психологии профессионально и точно в соответствии с действительным состоянием науки на данный момент.
2.6.6. Принцип благополучия клиента включает следующие положения:
- В своих профессиональных действиях психолог и педагог ориентируются на благополучие и учитывают права всех субъектов образовательного процесса. В случаях, когда обязанности психолога или педагога вступают в противоречие с этическими нормами, они разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
- Психолог и педагог в ходе профессиональной деятельности не должны допускать дискриминации (ограничения конституционных прав и свобод личности) по социальному статусу, возрасту, полу, национальности, вероисповеданию, интеллекту и любым другим отличиям.
- В профессиональной деятельности психолога и педагога в образовательном учреждении приоритетными являются права и интересы ребенка.
- Психолог и педагог поддерживают доброжелательную атмосферу в работе с учащимися и их родителями.
2.6.7. Принцип профессиональной кооперации включает следующие положения:
- Работа психолога и педагога основывается на праве и обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы независимо от собственных теоретических и методических предпочтений.
- Психолог и педагог воздерживаются от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии учащихся, их родителей.
- Если этическое нарушение не может быть устранено неформальным путем, психолог может вынести проблему на обсуждение методического объединения (МО), в конфликтных ситуациях - на этическую комиссию регионального научно-методического совета службы практической психологии образования.
2.6.8. Принцип информирования клиента о целях и результатах обследования включает следующие положения:
- Психолог или педагог информируют родителей о целях и содержании психологической работы, проводимой в рамках мониторинга готовности детей к обучению в школе, применяемых методах и способах получения информации, чтобы родитель мог принять решение об участии в этой работе. Поскольку в данном проекте психологические процедуры осуществляются с детьми до 16 лет, родители или лица, их заменяющие, должны дать согласие на участие в них ребенка.
- В процессе профессиональной деятельности психолог и педагог высказывают собственные суждения и оценивают различные аспекты ситуации в форме, исключающей ограничение свободы родителя в принятии им самостоятельного решения. В ходе работы по оказанию психологической помощи должен строго соблюдаться принцип добровольности со стороны родителя.
- Для получения согласия родителей учащихся на участие в проекте психолог и педагог должны использовать понятную терминологию и доступный для понимания родителей язык.
- Заключение по результатам обследования не должно носить категорический характер, оно может быть предложено только в виде рекомендаций. Рекомендации должны быть четкими и не содержать заведомо невыполнимых условий.
- В ходе обследования психолог и педагог должны выявлять и подчеркивать способности и возможности как ребенка, так и семьи.
3. Организация и технология внутришкольной системы проведения консультаций специалистов, принимающих участие в проекте «Оценка готовности к обучению в начальной школе»
3.1. Передача информации по результатам мониторинга готовности первоклассников к обучению в начальной школе происходит через региональных уполномоченных проекта.
3.2. В школу передаются в электронном виде следующие документы:
- результаты показателей, характеризующих адаптационный потенциал ребенка;
- результаты показателей, характеризующих распределения адаптационного потенциала в среднем по классу;
- результаты показателей, характеризующих распределения адаптационного потенциала в среднем по региону;
- методические указания по интерпретации полученных показателей адаптационного потенциала учащихся;
- регламент проведения консультаций специалистов, принимающих участие в проекте.
3.3. Учитель получает результаты обследования, относящиеся к его классу, включая:
- графики с индивидуальным профилем показателей адаптационного потенциала для каждого ребенка (количество передаваемых графиков соответствует количеству детей класса, принимавших участие в проекте);
- сравнительный график обобщенных показателей адаптационного потенциала детей в среднем по классу и в среднем по региону.
- методические указания по интерпретации полученных показателей адаптационного потенциала учащихся;
- регламент проведения консультаций специалистов, принимающих участие в проекте.
3.4. Психолог получает результаты обследования всех учащихся первого класса школы, включая:
- графики с индивидуальным профилем показателей адаптационного потенциала для каждого ребенка (количество передаваемых графиков соответствует количеству первоклассников школы, принимавших участие в проекте);
- сравнительный график обобщенных показателей адаптационного потенциала детей в среднем по каждому из классов и в среднем по региону.
- методические указания по интерпретации полученных показателей адаптационного потенциала учащихся;
- регламент проведения консультаций специалистов, принимающих участие в проекте.
3.5. Администрация школы получает результаты обследования всех учащихся первого класса школы, включая :
- сравнительный график обобщенных показателей адаптационного потенциала детей в среднем по каждому из классов и в среднем по региону.
- регламент проведения консультаций специалистов, принимающих участие в проекте.
3.6. Родитель учащегося получает индивидуальные результаты обследования своего ребенка в виде графика с индивидуальным профилем показателей его адаптационного потенциала. Эти графики передаются каждому родителю строго индивидуально.
3.6. После получения данных обследования в школе может проводиться обсуждение с родителями полученных результатов и совместная выработка стратегии работы в классе и оказания помощи детям.
3.7. В случае отсутствия психолога в школе консультацию родителей проводит учитель. При наличии в школе психолога, консультация родителей проводится совместно психологом и учителем первого класса.
3.8. Консультация родителей может проводиться в группе (например, в виде классного собрания) или индивидуально.
3.9. На групповых консультациях не обсуждаются индивидуальные показатели отдельных детей. На такой консультации, основываясь на полученных в рамках проекта методических материалах, родителям рассказывают о значении каждого из показателей для оценки адаптационного потенциала ребенка, определяют возможные пути помощи в том или ином случае. Картину состояния адаптационного потенциала для своего ребенка родитель строит уже сам на основании полученного индивидуального графика показателей своего ребенка.
3.10. Индивидуальные консультации с родителями проводит преимущественно психолог.
4. Заключительные положения.
4.1. Все выводы и заключения психолога и педагога носят рекомендательный характер.