Для чего проводится краевая диагностическая работа по читательской грамотности в 6 классе и о чем говорят ее результаты?
Читательская грамотность – достаточно новое понятие. Оно говорит не о том, насколько быстро или правильно читает ученик, а о том, насколько он понимает то, что читает, и насколько готов применять знания, которые получает из текста.
В соответствии с письмом министерства образования Красноярского края № 75-12968 от 14.10.2022 «Об участии в краевой диагностической работе по читательской грамотности в 6-х классах», в целях повышения эффективности и качества образования обучающихся по образовательным программам основного общего образования в школах Красноярского края, в том числе Новоселовского района 17 ноября 2022 года будет проведена краевая диагностическая работа по читательской грамотности во всех 6 классах.
Работа будет состоять из четырех текстов по разным предметам (математика, русский язык, история и естествознание). По каждому из этих блоков будут предложены задания трех типов. Первый тип – задания, в которых требуется просто найти в тексте какую-либо информацию и извлечь ее без искажений. Второй – задания, где нужно сопоставить факты, объяснить причины, сделать какой-то вывод. В заданиях третьего типа требуется применить то новое, что ученик узнал из текста, в другой ситуации, критически отнестись к представленной в тексте информации; увидеть противоречия, обосновать собственную точку зрения по тому вопросу, который обсуждается, сопоставив разные мнения.
Сегодня мы часто слышим о том, что подростки не читают. Это не совсем так. Они читают много электронных текстов. Поэтому в работу включаются не только отрывки из научно-популярных текстов, но и фрагменты блогов, тексты из соцсетей, ведь в современном потоке информации нужно учить ориентироваться, учить выбирать надежные источники.
Пока у шестиклассников получается далеко не всё. Из 28 тысяч школьников, выполнявших КДР6 в 2021 году, 77% в той или иной демонстрируют читательскую грамотность (уровень от пониженного и выше). Учеников, которые верно понимают основное содержание текстов (базовый уровень), – около 35%. Повышенный уровень, который говорит о том, что ученику по силам большинство предложенных читательских задач и он способен учиться на основе текстов, показали только 8%.
В этих условиях важно как в стенах школы, так и в семье поддерживать интерес к чтению, читать вместе, разговаривать о текстах, и, конечно, специально заниматься развитием читательской грамотности в школе. Ведь это только шестой класс!
На основании результатов, полученных в ходе проведения краевой диагностической работы образовательные учреждения получат объективные данные о том, как в основной школе формируются важнейшие метапредметные умения, связанные с понимаем текста и работой с информацией в разных предметных областях и спланировать дальнейшую работу.
Пенкина Капиталина – главный специалист отдела образования |