2 марта во всех общеобразовательных учреждениях района была проведена краевая диагностическая работа по читательской грамотности (далее КДР4 ЧГ) в 4 классах.
В мероприятии приняло участие 136 четвероклассников, что составляет 73 % от общего числа обучающихся 4-х классов. 11ребят отсутствовали по уважительной причине, у них будет возможность написать работу в резервный день. 9 обучающихся были освобождены от участия в диагностической работе в соответствии с порядком.
КДР4 ЧГ проводится в образовательных организациях Красноярского края (далее – ОО) для оценки состояния дел в области читательской грамотности в системе начального общего образования, а также для осуществления оценки уровня овладения обучающимися 4-го класса метапредметными умениями, связанными с чтением и пониманием текстов и использованием информации из текстов для различных целей образования Красноярского края.
Работа включала два небольших текста (научно-популярный и художественный, объединенные общей темой о Суворове) объемом около 500 слов и 15 заданий к ним. Задания можно разделить на три группы. Первая – задания, где требуется найти в тексте какие-то сведения. Вторая – задания, где нужно поразмышлять о тексте: самому сделать какой-то вывод, объяснить причины, сравнить, выделить главное. И третья – задания, которые предлагают применить то новое, что ребенок узнал из текста, в другой ситуации.
К концу марта центр оценки качества образования обработает и направит результаты по школам. Школы, в свою очередь, доведут результаты до родителей.
Если ребенок покажет базовый уровень читательской грамотности, он умеет ориентироваться в тексте, находить нужные сведения, ему вполне по силам разобраться в тексте школьного параграфа. Но если в дальнейшем не обращать внимание на то, что читает ребенок (и читает ли вообще), не поддерживать расширение круга его читательских интересов, обсуждая с ним книги, фильмы, спектакли, то ситуация может ухудшиться. Ученик, достигший повышенного уровня в чтении, готов самостоятельно учиться на основе текстов. Но чтение – неисчерпаемо, и важно, чтобы учителя и родители помогали ему открывать новое, расти как читателю вместе с текстами, которые будут его окружать в подростковой школе. Ученик, показавший минимальный уровень, справляется с отдельными заданиями, иногда совсем не простыми, но в его понимании есть существенные пробелы. Уровни чтения ниже базового – очень тревожный сигнал. Причины трудностей могут быть разные. Для одних детей русский язык не родной. Другим трудно свободно читать из-за проблем со здоровьем. Третьи не получили необходимой помощи со стороны взрослых. А такая помощь нужна не только в школе, но и дома. ВАЖНО не переставать читать детям и вместе с ними, обсуждать прочитанную книгу вместе, разговаривать с детьми о том, что они читают, или о том, что можно прочитать. Родителям важно познакомить ребят с чудесным миром книг – дома, в библиотеке, в книжных магазинах (пусть ребенок имеет возможность сам выбрать книгу), показать интересные и полезные сайты, электронные библиотеки. А еще важнее - читать самим и не бояться задавать сложных вопросов к тексту. Сложный вопрос в диагностической работе обнаруживает, что ребенок еще не понимает, и дает возможность подойти к решению новых задач!
Результаты КДР4 в первую очередь будут использованы общеобразовательными учреждениями для поддержки образовательного продвижения обучающихся и проектирования своего развития, отделом образования администрации района и специалистами муниципальной методической службы – для анализа текущего состояния системы образования и формирования программ ее развития.
Демчишина Елена, главный специалист |