1) Новый закон вступил в силу 1 января 2013 года.
Что касается системы муниципального образования, то основные новшества вступят
в законную силу с 1 сентября 2013 года. Если смотреть глобально, то по большому
счёту в образовании многое станет понятнее, системнее. Ведь все те изменения,
которые произошли в этой отрасли с 1992 года, когда был принят предыдущий
закон, теперь легитимны и упорядочены. Да, новшества появились, но никакого
глобального переворота они не совершат, кардинально ничего не изменят.
2) Новый закон гарантирует меры социальной поддержки педагогам. В том числе
гарантируется заработная плата не ниже, чем в среднем по региону.
3) В школах принимаются сетевая форма обучения - это когда в учебном процессе
принимают участие несколько организаций. Например, обучаясь в гимназии с
гуманитарным уклоном, ученик обнаружил склонность к физике, которую в другой
школе преподают более качественно, углублённо. Он имеет право пойти туда
изучать этот предмет. Ещё пример: в школах есть уроки пения, а ребёнок посещает
школу искусств, где получает музыкальное образование. По предыдущему закону он
обязан ходить на урок. По новому - успехи в дополнительном образовании могут
быть засчитаны в школе. То же будет и с молодыми спортсменами. В крае сейчас
есть такие примеры, когда отдельные предметы школьники изучают не в родной
школе, а там, где их преподают углублённо.
4) С принятием федерального государственного образовательного стандарта не
только государство может требовать от ученика соответствующего уровня
образования. Важно и то, что ученик и его родители вправе требовать от школы и
государства выполнения взятых обязательств.
А) Главным результатом образования становится результат не предметный, а
личностный.
Б) На уроках сейчас основное внимание будет уделяться развитию видов
деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ.
В предыдущих стандартах были только конкретные темы, которые должны изучать
ученики, и знания, умения и навыки, которыми они должны овладеть. Теперь будут
важны и те знания, умения и навыки, которые ребёнок может применить в жизни.
В) ФГОС предполагает активное вовлечение родителей в образовательный процесс.
Помимо воспитания и обучения детей на школы налагается и ещё одна обязанность:
повышение педагогической культуры родителей.
5) Закон, а точнее, его незнание породило множество мифов. Люди, не читавшие
документ, передают информацию друг другу, доводя её до абсурда. Говорят о
введении платного образования, закрытии лицеев и гимназий, повышении
родительской оплаты за детский сад. Верить слухам не надо
Миф 1. Образование станет платным
Неправда. В стране гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного,
общего и среднего профессионального образования. А также на конкурсной основе
бесплатность высшего образования, если его гражданин получает впервые.
Миф 2. Исчезнут некоторые уроки
Это не так. Со вступлением в силу закона количество учебных часов не
сократится. Их перечень регламентирован Федеральными государственными
образовательными стандартами, все привычные уроки – русский язык, математика,
химия, история и пр. будут преподаваться в прежнем объеме. Количество
бесплатных часов не уменьшится, а в некоторых случаях даже увеличится.
Например, в 11-м классе было 36 учебных часов в неделю, а станет 37. Кроме
того, законом закреплены десять часов обязательных бесплатных занятий в неделю
дополнительно к основному учебному плану.
Миф 3. В школах появятся платные услуги
Частично это так. Услуги, которые не входят в образовательный стандарт, могут
быть платными. Но любые платные услуги вводятся только по согласованию с
родителями. Должны составляться договоры с точным описанием условий, сроков и
стоимости. Например, сейчас в школах нет уроков астрономии, но их можно ввести
- по согласованию сторон на возмездной основе. Или, скажем, если коллективно
будет принято решение о создании школьной хоккейной команды, родителей могут
попросить помощи в её финансировании - покупке формы, инвентаря.
Миф 4. Повысится плата в детских садах
Новый закон утвердил норму, разделив пребывание ребёнка в садике на две
составляющие: содержание и образование. Оплату образования детей в ДОУ
государство полностью берёт на себя. Расходы за содержание делят между собой
бюджет района и родители. Причём распределение долей в части оплаты
определяется муниципалитетом. Более того, данная пропорция прописана в
трёхлетнем бюджете района. Таким образом, можно говорить о том, что
родительская плата за содержания ребёнка в детском саду не увеличится за
исключение повышения на кооффициент дифляции. Сейчас она составляет 400 рублей
в месяц в сельских детских садах и 450 рублей в месяц в Новоселово. Кроме того,
сохраняется норма компенсации родительской платы: за одного ребёнка государство
возвращает 20 процентов, за второго и третьего, посещающего садик, - 50 и 70
процентов соответственно.
Миф 5. Исчезнут гимназии и лицеи
В новом законе нет понятий «школа», «лицей» и «гимназия». Все
общеобразовательные учреждения называются образовательными организациями
(например, общеобразовательная организация «Гимназия №16»). Но это не значит,
что лицеи и гимназии перестанут существовать – дети продолжат обучаться по
привычным программам. Размер заработной платы педагогических работников лицеев
и гимназий при утрате статуса общеобразовательных учреждений не изменится.
Миф 6. Во всех образовательных учреждениях вводится единая школьная форма
Неправда. В соответствии с новым законом требования к одежде учащихся
устанавливает сама школа.
Миф 7. Учебники придётся покупать
Неправда. Как и прежде, учебники и учебные пособия предоставляются ученикам на
время получения образования бесплатно.
Миф 8. Школы нельзя будет выбирать
Частично верно. Законом предусмотрено право выбора образовательного учреждения.
Вместе с тем в документе введён приоритет по территориальному принципу
распределения детей в образовательные организации. То есть в первую очередь в
школу будут принимать детей с микроучастка, к которому относится учреждение.
При этом право выбора закон не отменяет. Если в примеченной родителями школе
остались свободные места, то их ребёнок может претендовать на обучение именно в
ней.
Миф 9. Ребёнка могут отчислить из школы за плохое поведение
Отчасти верно. По решению образовательной организации за неоднократное
нарушение дисциплины несовершеннолетнего ученика, достигшего пятнадцати лет,
могут отчислить. Но отчисление применяется, если иные меры дисциплинарного
взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата. При этом не
могут наказывать дошкольников, учеников начальной школы, а также обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Миф 10. Перестанут поддерживать одарённых детей
Неправда. В законе даже появилась отдельная глава, посвященная поддержке
одаренных детей. В том числе она предусматривает создание специализированных
структурных подразделений.
Миф 11. Дополнительное образование упраздняется.
Неправда. Дополнительное образование – одна из основ образовательного процесса.
Сейчас им охвачено более 70% детей, однако каждый ребенок должен быть вовлечен
в этот процесс.
Основные изменения:
В детских садах:
- дошкольное образование становится самостоятельным уровнем образования и
регулируется федеральными образовательными стандартами;
- само дошкольное образование отделено от «присмотра и ухода» за детьми, что
значительно расширит возможности негосударственного сектора в сфере этих услуг.
В школах:
- преимущественное право записи в 1-й класс тех, кто проживает на закрепленной
территории;
- индивидуальный отбор детей в школы с углубленным изучением предметов только в
средних и старших классах;
- отбор детей по конкурсу в творческие учебные заведения;
- система взаимодействия – у детей появится возможность выбирать конкретную
образовательную программу (например, ребенок проходит основной курс в одной
школе, но на некоторые занятия ходит в другое образовательное учреждение).
- Впервые в законодательстве прописаны понятия сетевого и электронного
обучения, которое может быть использовано на всех уровнях образования. Четко
прописано, что считается местом учебы для тех, кто получает знания через
Интернет.