В жизни вашего ребенка и всей вашей семьи наступил очень важный период – начало школьного обучения. Вероятнее всего, вы уже давно задумывались о будущей школьной жизни ребенка, старались подготовить его к школе, рассказывали ребенку о школе. И вот этот ответственный момент наступил. Начались школьные будни, а вместе с ними – процесс приспособления ребенка и всей семьи к новой жизни. В момент поступления в школу ребенок переходит в другую социальную категорию, становится школьником, учеником. Для него этот переход связан с резкой перестройкой всего образа жизни, изменением характера деятельности, системы отношений. Интенсивность новых событий для первоклассника в этот период необыкновенно высока: ребенку необходимо каждый день приходить в новое для него место и оставаться без родителей среди новых людей, нужно освоить целую систему правил поведения, которые соответствуют роли ученика, научиться вслушиваться в слова учителя, когда он обращается ко всему классу, а не к нему персонально, необходимо приспособиться к одноклассникам. И самое главное – необходимо усваивать программу обучения. В этот период формируется индивидуальный стиль учебной деятельности вашего ребенка, стиль поведения в классе, подготовки домашних заданий. Все это происходит очень быстро, одни события накладываются на другие, и не всегда взрослые, как учителя, так и родители, замечают сразу возникающие у ребенка затруднения. Однако возникающие затруднения сразу же влияют на дальнейший процесс приспособления к школьной жизни. Без своевременной помощи даже небольшая, на первый взгляд, проблема разрастается, как снежный ком. Большое значение для успешного вхождения в школьную жизнь имеет своевременная поддержка ребенка, когда взрослые стараются предотвратить серьезные проблемы, помогая формировать у ребенка новые стереотипы поведения, стиль учебной деятельности, позволяющие достигать желаемого успеха.
Стартовая диагностика первоклассников позволяет педагогам и родителям быстро сориентироваться в ситуации нового класса, выявить проблемные моменты, на которых нужно сосредоточить внимание для дополнительного наблюдения и помощи каждому ребенку. Работа с результатами исследований позволит разрешать затруднения до того, как они приобретают хронический характер. Отметим, что высокие результаты, полученные в тестах, обладают достаточной надежностью (если дети не «списывали»), в то время как низкие 4 результаты, полученные в тесте, требуют дальнейшего более тщательного исследования, поскольку могут быть вызваны различными причинами. Такое обследование может быть достаточно быстро проведено школьным психологом. Таким образом, цель диагностики – понять индивидуальные особенности и ресурсы детей. На основе полученных данных и родители, и учитель получат профиль адаптации к школе каждого ученика и каждого класса. Специалисты школы подготовят индивидуальные программы поддержки ребят в их первый школьный год и рекомендации родителям. Стартовая диагностика служит точкой отсчета при оценке динамики образовательных достижений учеников. В новом стандарте это ключевой параметр оценки эффективности образовательного процесса!
В школах стартовая диагностика первоклассников пройдет с 15.09.2025- 04.10.2025.
Елена Демчишина, главный специалист отдела образования |